Немного основных понятий JavaScript


Java-это мощный платформо-независимый язык программирования высокого уровня, который имеет широкие возможности для использования в Интернете из-за своей функциональности, простоты и безопасности. Но он используется в виде откомпилированных приложений-апплетов либо Java веб-служб, в отличии от JavaScript.
JavaScript-это скриптовый язык, то есть язык программирования, в котором нет системных функций, органиченный доступ к файловой системе (в целях безопасности), и который не компилируется, а обрабатывается специальным интерпретатором, встроенным в каждый совремменный броузер (правда, реализация его не везде одинакова, что приводит к большой головной боли веб-мастеров, но об этом позже)).
JavaScript является очень удобным средством для реализации функциональных и удобных веб-страниц с обратной связью, реагирующих на действия юзера. Можно создавать симпатичные менюшки с "переворачивающимися" пунктами-картинками (вы наверняка видели такие на каком-нибуть сайте), вставлять на страницу такие полезные елементы, как часы, календарь, даже калькулятор (пригодится на каком-нибуть финансовом сайте, или инет-магазине).
В основе функциональности JavaScript лежит так называемая DOM (от Document Object Model, объектная модель документа).
Эта модель в объектном виде хранит целую кучу свойств веб-страницы и окна броузера. Это, например, такие свойства, как цвет фона страницы, адрес документа, в отдельных коллекциях (массивах) хранятся все рисунки (images) и якоря-ссылки(anchors) страницы.
Изменить либо ещё как-то повлиять на эти свойства можно с помощью методов (или функций) - например:

Код: document.write("Hello? World!!!");

Здесь использована функция-метод write объекта document для вывода сообщения на страницу. Это только простейший пример использования методов.
Метод - это член какого-либо объекта, который выполняет какие либо действия с объектом, подобно функциям.
Особое отношение в JavaScript к переменным - в этом языке нет строгого контроля типов. При объявлении переменной выполняющая среда автоматически определяет её тип по инициализирующему значению. То есть, если переменной присваивается численное значение, то тип переменной определяется, как int (целочисленное значение) либо float (дробное с плавающей запятой). Следовательно...
В JavaScript нет строгой типизации переменных.
Несмотря на эти упрощения, на JavaScript можно писать довольно функциональные программы, которые могут упростить посетителям работу с вашим сайтом. Теперь несколько учебных примеров.
Обработка событий
В языке JavaScript есть такой способ написания программ, как обработка событий, то есть выполнение каких-либо функций в ответ на событие.
Событие (event) - генерируется в ответ на некоторые действия пользователя либо среды выполнения (окна броузера, состояния документа)
Используя этот прием, можно, например, выделять активные элементы на странице при помощи изменения цвета элемента:

Код:

function change_color(element, color) {

// вызывается в ответ на наведение курсора мыши:

// <div onmouseover="change_color(this, 'red');"

// onmouseout="change_color(this, 'black');">

// ........

// </div>

element.style.color = color; }

Но не обязательно менять именно цвет. JavaScript позволяет делать ещё очень многое с элементами документа.

И ещё на пример:

Код:

<span style="width: 200px; border: 1px solid black;

text-align: right" onmouseover="this.innerText='ЛОЛ';"

onmouseout="this.innerText='А ТЕПЕРЬ ЕЩЁ РАЗ!';">

НАВЕДИ СЮДА!

</span>

Сделать скрин небыло возможности, так что просто попробуйте вставить этот код в тело страницы.И делается это всё с помощью свойства innerText, которое содержит текст из элемента.
Вот с помощью таких простых средств и реализуются те многочисленные супер- (или не очень) эффекты, которые вы ежедневно можете созерцать на сотнях и тысячах сайтов.
Ввод/вывод в JavaScript

Любой язык программирования немыслим без операторов вывода. JavaScript не является исключением. Вывод данных на экран может происходить различными способами. При этом операторы вывода оптимизированы для наиболее удобного их использования.

Наиболее простым является применение оператора Alert (). Аргументом оператора может являться любое строковое выражение. Если аргумент имеет нестроковый тип, то он переводится в строковый. Результатом выполнения оператора Alert о является вывод на экран довольно зловещего (Alert по-английски значит "угроза") диалогового окна, содержимым которого является значение выражения аргумента. <>

При этом диалоговое окно будет терпеливо ожидать нажатия пользователем кнопки ОК. Только после выполнения этого действия исполнение программы и отображение страницы будет продолжено. Вывод при помощи окна оператора Alert весьма удобно использовать для контроля значений переменных на том или ином этапе выполнения программы, т. е. при отладке. Приведем код HTML-документа, который приводит к появлению такого окна

 Листинг 8.2. Вывод на экран с использованием окна оператора Alert 

<HTML>

<МЕТА content="text/html; charset=windows-1251" http~equiv=Content-Type>

<BODY>

<SCRIPT>

mas2 = new Array ("Пушкин", "стол", "яблоко");

dd = mas2.join ("->");

alert(dd);

</SCRIPT>

</BODY>

</HTML>

Следует отметить, что функция Alert () является методом объекта window, который описывает текущее окно браузера. Поэтому синтаксически более корректно вызывать эту функцию следующим образом:

window.alert("Текст сообщения").

Другим способом вывода информации на экран является вывод в тело документа. Организовывается он при помощи оператора write о, который является методом объекта document, описывающего текущий документ, загруженный в данное окно.

Оператор document.writeln() отличается от оператора document.write() тем, что переносит позицию вывода на новую строку. Вывод текста происходит с текущими атрибутами, которые имеют место на момент вызова того или иного оператора вывода.

Рассмотрим теперь операторы ввода. JavaScript предоставляет нам несколько способов организации ввода. Первый - использование метода Prompt объекта window. Он имеет следующий синтаксис:

d = window.promt ("Текст сообщения", "Значение_по_умолчанию");

В результате выполнения такой команды на экране появится окно запроса, где пользователю будет выведено приглашение на ввод, содержащееся в выражении "Текст сообщения". После ввода введенное значение присваивается переменной d. Если пользователь не ввел ничего, то d будет присвоено значение выражения "Значение_по_умолчанию". Это значение будет выведено в окне запроса и подсвечено так, что, нажав кнопку ОК, пользователь введет это значение, а, нажав любую другую кнопку, может приступить к вводу своей информации (рис. 8.3). Последнее выражение является необязательным элементом синтаксиса оператора Promt (листинг 8.6).

 Листинг 8.6. Ввод при помощи оператора Promt 

<HTML>

<МЕТА content="text/html; charset=windows-1251" http-equiv=Content-Type>

<BODY>

<SCRIPT>

var d = "Малая";

c=prompt("Введите слово", "Земля");

s =d+" " +C;

alert (s) ;

</SCRIPT>

</BODY>

</HTML>

Ввод значений булевского типа удобнее всего осуществлять при помощи оператора window.confirm, имеющего синтаксис:

b = confirm ("Вопрос");

В результате выполнения такой команды на экране появится окно с заданным вопросом и двумя кнопками (рис. 8.4). В зависимости от нажатия пользователем той или иной кнопки переменная b получит либо значение true (кнопка ОК), либо false (кнопка Cancel, в русифицированной ОС Windows - Отмена).

Чаще всего оператор Confirm применяется в совокупности с операторами ветвления или цикла, которые мы рассмотрим ниже.

  • Alert (Предупреждение) - служит для вывода информации;
  • Confirm (Подтверждение) - предназначено для вывода информации и позволяет пользователю сделать выбор в форме ответа Да/Нет на вопрос;
  • Prompt (Запрос) - служит для вывода информации и позволяет пользователю ввести ответ с клавиатуры.

Примечание Окна сообщений в браузере Internet Explorer выглядят иначе, чем в браузере Netscape Navigator. Это происходит потому, что окна предупредительных сообщений, подтверждений и запросов генерируются в браузере. Они только вызываются с помощью JavaScript. Поэтому в разных браузерах они выглядят по-разному. Методы alert(), confirm() и prompt() в действительности являются методами объекта Window (окно) в браузере.

 

© gruppa-43im2009

Конструктор сайтов - uCoz